Как известно, штат Юта - логово мормонов. В 1846-48м году эти граждане, выпертые из более цивилизованных мест на востоке страны за многоженство и прочие странные обычаи навроде спасения душ грешников путем перерезания им горла, заявили, что построят себе свое, суверенное государство Дезерет
Как мы видим, губа у мормонов была не дура. Естественно, правительству США эта идея пришлась не по нраву, границу подсократили, Юта была объявлена "территорией", а лидер мормонов Бригам Янг назначен губернатором, чтоб сохранить хоть какую-то видимость закона и порядка. К 1856му году политический диалог между представителями мормонов в конгрессе и прочими конгрессменами больше всего походил на общение Владимира Вольфовича с товарищами по парламенту, хотя до мордобоя дело таки не дошло. Мормоны требовали свободы религии и религиозного государства, США отвечали в духе "да вы все там упоротые, теократии у нас не место". Как формулируют это близкие к мормонам источники, "взаимонепонимание, разногласия и предрассудки привели к тому, что обе стороны были готовы к военным действиям". Мормоны собрали ополчение, США двинули на запад кавалерию.
А надо сказать, что в 1856м году Юту также постигла засуха и нашествие саранчи. Янг тут же объявил, что это божья кара за грехи и всем правоверным необходимо очиститься от скверны и жить по понятиям. "Если наши соседи желают спасения, и для спасения их душ необходимо пролить их кровь на землю - проливай", сказал он правоверным, подразумевая (как он потом уточнил) под соседями согрешивших правоверных, но естественно, что настроение мормонов лучше всего характеризуется как "кругом враги!!". Одной из причин грехопадения считались преследования истинной веры со стороны еретиков-окружающих и невозможность жить в идеологически верном теократическом государстве. При этом Янг, в числе прочего, призывал "если какие мерзавцы сюда придут - режьте им горла". Потом он, конечно, от этих слов отказался и утверждал, что на самом деле призывал не трогать мирных поселенцев, но мудро предвидел, что индейцы поступят по-своему.
Как формулируют это симпатизирующие мормонам источники, "доведенные до отчаяния преследованиями за веру мормоны, ожидавшие вооруженного вторжения армии США, приняли меры по защите своих жизней и имущества". Янг тем временем организовал переговоры с индейцами пайюте; смысл его речи сводился к "посоны, можно грабить корованы, я вам дарю весь скот, который ведут с собой грешники". (Известно также, что мормоны и раньше нападали на поселенцев, переодевшись при этом индейцами, так что хз, говорил он на самом деле с вождями или рассказал эту историю, чтобы прикрыть собственную задницу. Показания очевидцев, как обычно, расходятся). Корованов же было великое множество. Поскольку железную дорогу еще не построили, поселенцы с востока шли к западному побережью весьма кривыми путями, в том числе и через территорию Юты.
В 1857 году по кривому пути, обозначенному на карте мерзким розовым цветом, двинулась группа из 140 жителей штата Арканзас, желающих лучшей жизни в Калифорнии; несколько семей, так или иначе связанных родством и известных как семья Фанчер. Все они были люди состоятельные; по словам людей, встречавших их ранее на дороге, у них было стадо молочных коров, чистокровные лошади, хорошие повозки и т.д.
Отношения между мормонами и жителями Арканзаса были натянутые - незадолго до описываемых событий арканзасцы выпилили мормонского пастора Пратта (кстати, пра-пра-пра-прадеда нынешнего кандидата в президенты от республиканской партии М. Ромни) - одни говорят, что за экстремизм, другие - за то что жену у кого-то увел; так или иначе, это сильно огорчило мормонов. И вот 6го сентября 1857го года группа Фанчера дошла до Сидар Сити, населенного мормонами. Те их не тронули, но собрали совет старейшин/пасторов и решили: надо послать гонца к соседям-пайюте и подбить их на то, чтобы атаковать караван, а потом отмазаться, мол, индейцы это все, злобные дикари. Тут версии опять расходятся. Мормоны говорят - пайюте согласились, что отчего бы благородным донам и не пограбить караваны, и послали туеву хучу бойцов; пайюте говорят, что никто их никуда не звал. Основным руководителем всей этой затеи был некий пастор Хейт; он предусмотрительно связался с начальством в лице Уильяма Дэйма, который приказал живым никого не выпускать, но тоже на всякий пожарный предусмотрительно связался с начальством в лице Янга, но поскольку путь в Солт-Лейк Сити и обратно занимал 6 дней, ценные указания Янга несколько опоздали.
Арканзасцы к этом времени остановились лагерем в месте, изобретательно названном "Горные луга", или Mountain Meadows.
На выпил грешников (ну и опять же телеги, инструмент и деньги просто так на дороге не валяются) отправился отряд под предводительством некоего Джона Д. Ли, переодетый индейцами. Утром 11го сентября около 60 человек переодетых мормонов и неустановленное количество индейцев (по словам мормонов, более 9000, по данным других источников того времени - около 200, и по словам пайюте ни одного), атаковали Фенчеров, но те были
К октябрю 1857го известия о резне начали расползаться по стране, что несколько негативно отразилось на и без того сильно подпорченном образе правоверных борцов за свободу совести. Мормоны выступили с разнообразными объяснениями - "Фанчеры сами виноваты, напали на индейцев по дороге/отравили индейский колодец и поплатились за это", "Джон Д. Ли - ренегат и ни разу не правоверный мормон, не было ему команды никого убивать", "Индейцы - дикари и звери, напали на караван и угрожая оружием заставили нас помогать" и тыды. Но официальное расследование под руководством судьи Крейдлбау докопалось до правды. К сожалению, без поддержки армии арестовать видных граждан навроде Хейта и Дейма судья побаивался, поэтому им даже не предъявили официальных обвинений, несмотря на вполне себе убедительный доклад майора Карлтона, занимавшегося расследованием. Он обнаружил и записал сотни несоответствий в показаниях очевидцев и примеров полного отсутствия логики в этих показаниях.
Джону Д. Ли повезло меньше, его таки судили, причем дважды; первый суд, где из 12 присяжных 8 были мормонами, закончился отсутствием приговора в связи с неспособностью присяжных придти к согласию (для приговора необходимо единогласное решение присяжных) - естественно, мормоны требовали оправдать, остальные приговорить. Как сказал один журналист, "было бы странно ожидать, что группа воров осудит грабителя с большой дороги". Но через некоторое время под давлением со стороны США и в обмен на неофициальное обещание не трогать Хейта, Дэйма и самого Янга, Янг признал, что хоть кого-то повесить надо, и решено было пожертвовать Ли, после чего его срочно отлучили от церкви и объявили опасным психом. В этот раз присяжные единодушно сказали "виновен". Ли попросил, чтобы его не вешали, а расстреляли; просьбу его удовлетворили. Ожидая казни, Ли написал книгу "Разоблачение мормонизма, или жизнь и признания Джона Д. Ли", в которой он предсказуемо описан как исполнитель приказов, а начальство и соратники - как негодяи и предатели.
Фотография сделана за несколько минут до исполнения приговора на месте резни; Ли сидит на приготовленном для него гробу.
Бригам Янг позже заявил, что "Я спросил Господа, правильно ли мы поступили, и просил очистить мои мысли от картин резни; он внял моим молитвам, и теперь я чувствую себя прекрасно".
Холивары бушуют до сих пор, в том числе и в связи с тем, что мормоны посмертно "обратили в свою веру" всех погибших и поставили на месте захоронения надгробие мормонского образца, что возмущает потомков семьи Фанчер, которым хотелось бы видеть на его месте крест. Но поскольку земля принадлежит цервки святых последнего дня, никто ничего сделать не может.
Кроме того, исследование найденных костей показало признаки индейской крови в убитых; объясняется это тем, что в Арканзасе было множество полукровок от браков между белыми и чероки, но и тут возникли разногласия относительно доказательств. По закону, останки индейцев передают соответствующему племени (или, если племенную принадлежность установить невозможно, ближайшему), но с этими вот уже 13 лет продолжаются разборки.
Еще один холивар случился в 2004м между чероки, ассоциацией потомков семьи Фанчер и, по данным некоторых источников, пайюте (другие источники утверждают, что представители пайюте не протестовали, а наоборот одобрили и присутствовали) на тему религиозных церемоний на месте захоронения, которые чероки вроде как провели без согласия потомков и пайюте.
Ну и последние события - штат Юта собирается построить линию электропередач так, что опоры придутся в аккурат на одно из трех захоронений; естественно, потомки против.